Двухуровневая система обучения и сдачи экзаменов ГИБДД с ноября 2013 года
Правительство РФ подготовило проект новых правил сдачи экзаменов на право получения водительского удостоверения. Согласно этому проекту предусматривается преференция для тех лиц, которые проходили обучения и сдали итоговую аттестацию на автодроме. У кандидатов в водители не будет приниматься первый этап на автодроме, по первоначальным навыкам вождения, при этом предусмотрено разделение экзаменов на две части:
1 . Первый этап – теоретический экзамен и экзамен по навыкам первоначального управления, который предусматривается сдавать после прохождения учащимися автошкол курса теоретической подготовки и первоначальных навыков вождения. То есть, после того как обучаемый изучит правила дорожного движения, получит первоначальные навыки вождения на закрытой площадке и посчитает, что он готов к сдачи первой части экзамена, ему необходимо подать заявление в ГИБДД с оказанием сведений о прохождении соответствующего курса и сдать экзамен по теории и практическому вождению на автодроме. Только после этого этапа экзамена обучаемый может допускаться к вождению в условиях интенсивного движения (на дорогах).
2 . Второй этап предусматривает сдачу экзамена в условиях реального дорожного движения после получения учащимся свидетельства об окончании автошколы.
Это означает, что в стране вводится двухуровневая система обучения и сдачи экзаменов.
На что же направлена новая система? В первую очередь на безопасность дорожного движения. Предполагается, что к вождению в городских условиях будут допускаться учащиеся, которые уже не «путают педали» и уверенно держат руль. Ведь зачастую даже опытный инструктор не может молниеносно среагировать на внезапные неадекватные действия обучаемого. Примером того является судебный процесс в Барнауле, где на скамье подсудимых оказалась ученица автошколы, сбившая при вождении в городе пешехода. По одной из версий она просто-напросто перепутала педали газа и тормоза и прижала проходящего вблизи пешехода к стене дома. Это произошло настолько быстро, что инструктор не успел вмешаться в процесс управления.
В новых правилах есть неоднозначные моменты. Один из них — значительное увеличение времени прохождения обучения, что естественно скажется на его стоимости. Второй заключается в том, что произойдет так называемое «окно» между теоретическими знаниями и практическим вождением. В остальном ничего не меняется: пересдавать экзамены можно не раннее, чем через неделю после неудачной попытки, количество же попыток по-прежнему не ограничено.
Подобная практика уже действует в некоторых западных странах. В Канаде, например, сначала сдается экзамен по теории и только после этого уже можно записываться на практический экзамен. В случае успешной сдачи, водителю запрещается в течение года ездить одному, а только в сопровождении водителя с полными «правами». После года «стажировки» водителю необходимо сдать экзамен уже для получения «полных прав».